Задать вопрос

Статья После трех уже поздно» (Масару Ибука). Книжный марафон. День 2.

После трех уже поздно.

День 2.

«После трех уже поздно» (Масару Ибука). Середина нашего книжного спринта и самый большой объем информации за весь период. Как и в прошлый раз, структура поста будет следующей: раздел – ключевые фразы из книги и в самом конце мои умозаключения. Поехали!

Часть 3. Что полезно малышу.

  • Общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его психического и умственного развития.
  • У ребенка нет слуха потому, что его нет у мамы.
  • Музыкальное восприятие и развитие характера и способностей вообще формируются в большей степени под влиянием привычек родителей.
  • Матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.
  • Если взрослые разговаривают с ребенком на «детском» языке, считая, что другого языка он не поймет, правильные языковые навыки никогда не сформируются.
  • Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
  • Различия по коэффициенту умственного развития у цветных и белых детей (в США)— прежде всего результат той обстановки, в которой они живут до школы.
  • Чем более «свободно» воспитывают родители своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Таким детям обычно не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых.
  • Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются.
  • Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  • Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.
  • Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее — это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать.
  • Я думаю, что ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери.

  • То, что для взрослого представляется обычной, ничего не значащей болтовней, для ребенка — огромное удовольствие.
  • Малыш, лишенный общения, вырастает отсталым по уму и трудным по характеру.
  • Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу.
  • Любая попытка обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в нем чувства сотрудничества. Можно даже сказать, что вмешиваться в ссоры детей — значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе.
  • Примерно в два-три года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его «Я», и тогда он готов его отстаивать.
  • Злоба и зависть у ребенка — это выражение бессилия.
  • Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым.
  • Родителям необходима твердость характера, которая поможет им отличить обоснованное требование от каприза, и недостаток такой разумной твердости портит характер ребенка.
  • Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других.
  • Ребенка лучше похвалить, чем отругать.

 

Часть 4. Принципы воспитания

  • Интерес — лучшее побуждение.
  • Соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. «Хорошо» для ребенка — это то, что интересно и увлекательно.
  • Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления.
  • Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
  • Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства.
  • Говорят, Леонардо да Винчи в детстве видел ведьм, летающих под потолком, и всяких чудовищ, шевелящихся среди пятен и трещин на потолке.
  • Интуиция — важное условие любого значительного достижения.
  • Половые темы следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился естественно к этому вопросу.
  • Кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами.
  • Потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. В игре или других занятиях он всегда пытается создать что-то новое и первый берется за воплощение своих идей.
  • Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.
  • Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.
  • Все, что ребенок делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки.
  • Двигательные способности мало зависят от наследственности, а больше от тренировки.
  • Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы.

 

Личное мнение.

Разделяю точку зрения, что на благоприятное умственное и психическое развитие ребенка, в первую очередь, оказывает микроклимат в семье, а ценности и характер формируются на основании взаимоотношений между родителями.

Как в пирамиде Маслоу. Ребенок будет медленно подниматься по ступенькам духовного и интеллектуального развития, если не удовлетворит самые жизненно необходимые потребности, например, безопасность.

Часто встречала такую точку зрения, что ребенка нельзя часто обнимать, носить на руках, особенно мальчика, иначе вырастет подкаблучником или маминым сыночком. Масару Ибука придерживается противоположного мнения. Согласна, могу лишь несколько дополнить. Ребенок, напитавшийся родительской любовью, в последующем, сам ограничивает количество поцелуев и объятий в день. Наш случай)

После первого прочтения книги «После трех уже поздно» (год назад) нашла для себя много любопытного. Например, у нас теперь совершенно разные размеры листов для рисования: от маленького стикера до ватмана. Ну, и стены постаралась немного разбавить цветом…

Способность запоминать в возрасте от 2 до 3 лет просто феноменальная. Например, пару раз включала и пару раз сама читала стих «Мороз и солнце» Пушкина в присутствии ребенка. Так вот он этот куплет уже наизусть рассказывает и все спрашивает, что значит: «негой взоры», «навстречу северной Авроры»… Кстати, пойду почитаю)  Английский тоже льется как песня)

Раннее развитие не сводится к фактам и цифрам.

Но если, как в нашем случае, у ребенка есть желание изучать кату мира, почему бы и не позаниматься немного с географией. Фантазирует, что некоторые государства маленькие черепашки, которые очень медленно ползают) Воображение – важное составляющее интеллекта) Думаете эти знания лишние в этом возрасте? Хмм…  Теперь сын ведет, я лишь ведомая.

Раннее развитие, как я это вижу – помочь ребенку научиться рассуждать самостоятельно. В марте этого года будет первая встреча книжного клуба для детей (с 2,6 до 4 лет), почти как у взрослых)

Я верю, что таким образом у ребенка может появиться стимул размышлять самостоятельно, полагаться на свои суждения. Пусть принимает решения своей головой, а не родительской, заполненной штампами и запретами.