Задать вопрос

Статья Великая дидактика (Я. А. Коменский)

«Великая дидактика» (Я. А. Коменский). Речь пойдет о наших современных ценностях.

Не дождалась бумажную, взахлеб, три дня читала (не в самом лучшем варианте) книгу в электронном формате. Огромный труд «Великая дидактика» (Я. А. Коменский) представлена в интернете только в формате пдф, который плохо адаптирован под электронную книгу. Но меня уже было не остановить)

Книга произвела сильное впечатление, некоторыми умозаключениями поделюсь в этой статье. В первую очередь, хочется отметить, что история жизни Яна Амоса Коменского – это не ванильные облака, а беспросветные черные тучи, гром и молния. Сила воли, стальной характер, вера в дело и проницательный ум – вот инструменты первооткрывателей и реформаторов времени.

Несмотря на то, что вся книга пропитана религиозными догмами, являющимися отпечатками времени, когда жил Коменский, каждый, независимо от вероисповедания или ее отвержения, прочитавший гениальное произведение, найдет кладезь полезной информации, советов.

Если бы у меня была возможность что-то поменять в жизни, то, пожалуй, хотела бы учиться по той методике, что разработал этот великий ум. Возвращаясь в прошлое из уже зрелого настоящего, могу объективно оценить обстоятельства, тормозящие полноценному, естественному, фундаментальному образованию.

И кстати, в этом не виноваты ни школа, ни родители, просто так было принято. Понимая и принимая эти обстоятельства, всеми силами буду пытаться изменить ход событий по умственному и нравственному воспитанию своего сына.

Для тех, кто желает помочь ребенку самостоятельно выбирать свою судьбу, не рекомендую, а настаиваю, прочитать книгу «Великая дидактика» (Я. А. Коменский).

Меня пугают сегодняшние устои, когда ценность девушки сводится к кукольной красоте, ценность мужчины – рельефность мышц и мешок с бриллиантами.  Да и вообще, ценности трансформировались. Равноправие мужчин и женщин, в исковерканном виде, приводит к тому, что женщины не хотят детей, чтобы не испортить карьеру или не получить лишние несколько килограмм (которые, почти всегда, легко можно сбросить). И это не их вина, время такое.

Женщине образованность, наравне с мужчиной, нужна для мудрости и наведения порядка в обществе, естественно не силой, а воспитанием малышей, поддержкой для мужчины, которые в последующем будут создавать будущее нашей страны, мира. Женщина сохраняет, мужчина завоевывает.

Вот, например, почему так знаменита Бузова (привожу как имя нарицательное), а не Григорий Перельман? Кстати, Бузова не виновата, она течет в рамках настоящих ценностях общества. Ведь то, что мы большинством выбираем, о чем говорим – это и есть наш показатель грамотности, уровня развития, ценности. Как не тяжело это признавать, но именно родители причастны к тому, что подростки выбирают Элджея (и ему подобных).

Тут не могу не вспомнить книгу «Унесенные ветром», которая очень наглядно демонстрирует, что значит подстраиваться под текущие обстоятельства. Помните, чем занимались светские люди, после разгрома их «нерушимого» мира, чтобы суметь прожить в новых, нестандартных для них условиях? Тоже самое происходит и сейчас.

Может постепенно мы сможем поменять вектор, но на это еще нужно время и осознание. Стоит помнить слова автора, что: «Нет на земле более действительного пути для исправления человеческой испорченности, как правильное воспитание юношества».

Как говорил Цицерон: «Какой большой и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами».

Увлеклась вводной частью, сложная тема. Филологического образования не имею, но мои стремления и старания к написанию все более полезных и читабельных текстов не будут знать конца. Учусь каждый день. Ну а теперь вернемся к книге.

Автор, чешский педагог, раскрывает основные дидактические положения, которые построены на принципах природосообразности и сенсуализма. Первый принцип сводится к тому, что краеугольным камнем любого воспитательного процесса является естественное, природное развитие ребенка. Принцип сенсуализма заключается в том, что ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

Коменский очень наглядно, на примере самой природы, демонстрирует как необходимо питать и развивать детей, чтобы суметь построить достойное общество. Основная идея обучения ребенка именно возбуждать аппетит к самостоятельному познанию и избегать пустых и вредных занятий.

Автор также акцентирует внимание на необходимость, в первую очередь, нравственного воспитания, и только потом, умственного. Даже больше, предостерегает, утверждая, что даровитые умы, но без морального стержня нужно выгонять из школы, поскольку великий ум, но злой, только в худшую сторону поспособствует развитию мира.

Коменский в книге «Великая дидактика» придерживается воспитания в умеренности. Простая еда, одежда без выкрутасов. Даже в то время был экспериментально подтвержден факт, что дети, питающиеся только овощами и водой, преуспевают в учебе над теми, у кого ассортимент еды гораздо выше.

Коменский придерживается правила, что воспитание должно приносить не только разумную, но и полезную практическую деятельность в условиях вновь складывающихся общественных отношений.

Автор, как для младенцев, разжевывает все свои умозаключения, сложные доводы/идеи раскрывает с помощью доступных, понятных примеров из жизни, что позволяет глубоко понять излагаемую мысль.

Еще одно наблюдение, которое хотела освятить в этой статье. Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Помню, кто-то позиционировал будто бы разработал новый способ быстрого и эффективного усвоения информации, суть которого в фиксировании на полях несколько слов, характеризующих конкретный абзац или мысль в книге/конспекте.

Так вот, оказывается, еще в 18 веке способ достаточно свободно использовал Коменский. В этом вы можете убедиться, прочитав книгу, переведенную на русский язык (1939 года).

Если уже подводить красную черту, то вот оно лучшее завершение — настоятельно рекомендую прочесть «Великая дидактика» (Я. А. Коменский). Давайте вместе создавать лучшее будущее. Все в наших руках.